Питбайки, получившие невероятное распространение за рубежом, почему-то считаются «невиданной зверушкой» на просторах нашей родины. Данная техника представляет собой уменьшенную копию кроссового байка, который в одинаковой степени удобен как для ребенка, так и для взрослого. Сфера применения питбайков крайне разнообразна: мотокросс, стантрайдинг, супермото и эндуро. Что ж, давайте познакомимся с тремя представителями этого класса.

Текст: Сергей Кузнецов
Фото: Андрей Шленчак, Владимир Кузнецов
Техника предоставлена на тест компанией "Лидер Инновационных Торговых Операций" (mototech.kiev.ua)

Первое мое знакомство с данной техникой состоялось через Интернет. Рассматривая симпатичные фотографии чуда китайской техники, я еще плохо представлял себе габариты питбайка, а уже тем более его поведение под гнетом 85-килограммовой тушки тестера. Тем не менее, интерес родился уже тогда.
Вскоре, нами было взято на тест сразу три модели, которые есть на украинском рынке: Kayo 125 WildCat, Kayo 140 CraZyCat и Kayo 150 VorteXCat. Как понятно из названий, они имеют двигатели объемом 125, 140 и 150 кубических сантиметров соответственно. Собственно, это их основное различие, потому как шасси питбайков практически одинаково.

В их основе лежит пространственная трубчатая стальная рама с весьма пристойным качеством сварных швов и грамотной конструкцией (наверняка скопированной с европейских питбайков). Передняя подвеса представляет собой регулируемую (!) вилку-перевертыш, а сзади имеется литой маятник, который опирается на моноамортизатор. Последний, кстати, имеет регулировочную шайбу для настройки предварительного поджатия пружины.
Кроме того, в штатной комплектации питбайков присутствуют складывающиеся рычаги тормоза, сцепления и КПП, что значительно продляет их срок службы в условиях частых падений.
К приятным мелочам можно также отнести толстые белые виниловые неклейки на пластике, которые расположены в местах вероятного контакта с «подстилающий поверхностью», силиконовые ручки руля и колпачок на крышку бензобака, который препятствует вытеканию бензина во время встряски.
Начать я решил с младшей, 125-кубовой модели. Вопреки моим опасениям, питбайк завелся с первого же качка кикстартером. Ого, а звук явно не по размеру! Не стиснутые нормами шумности и токсичности выхлопа, китайцы прикрутили на питбайк прямоточную выпускную систему. Поэтому, звучит данная «осьмушка» не хуже кроссовой 450-ки с поправкой на децибелы.

Усевшись за руль, я почувствовал себя довольно вольготно. Эргономика водительского места явно просчитана под взрослого человека, о чем недвусмысленно напоминает высота по седлу, которая равна 835 мм.
Выжимаю сцепление, давлю лапку КПП… и стою на месте. Оказалось, передачи на данных питбайках переключаются по схеме N-1-2-3-4 (вместо привычных 1-N-2-3-4). Я бы не назвал такое техническое решение удачным. Вот представьте: вы на хорошей скорости подлетаете к повороту кроссовой трассы, сбрасываете передачи «вниз», но промахиваясь мимо «первой» оказываетесь на нейтрали. В итоге, вместо резкого ускорения после апекса и фонтана земли из под заднего колеса, питбайк лишь «вхолостую» пугает округу громким рыком. Кроме того, «ловля нейтрали» в статике на Kayo 125 – занятие для любителей головоломок. Что ж, на то он и самый дешевый.

Итак, более-менее разобравшись с КПП, я стартовал. Первая передача показалась мне слишком короткой, но, поразмыслив, я решил, что это все же плюс. С таким передаточным соотношением, даже не стоящий в родстве с Гераклом мотор, может развивать приличное тяговое усилие. Например, для того чтобы затащить 85-килограммовго пилота на длинный крутой склон.
Вырвавшись на оперативное пространство, я открутил ручку раза и, пощелкивая передачами, принялся разгоняться.
2-клапанный 4-тактный мотор, который выдает 8.3 л.с. при 7500 оборотов, демонстрирует неплохой крутящий момент на низких и средних оборотах, но «тупит» на «верхах».
Экспериментировать с максимальной скоростью на обледеневших грунтовках не захотелось. Несмотря на несерьезные размеры, питбайк довольно быстро разгоняется, ну а чем чревато падение на бездорожье на скорости порядка 70-80 км/ч можете догадаться сами.
Подвеска оставила о себе приятное впечатление. Признаться, поначалу я думал, что она выполняет здесь чисто декоративную функцию, но передняя вилка и задний моноамортизатор оказались полностью функциональными. Их энергоемкости хватает для того чтобы выдерживать внушительные прыжки или нестись по «стиральной доске» не сбавляя «крейсерской» скорости в 50-60 км/ч. А на бездорожье это не мало. Во всяком случае, гораздо больше, чем 120 на асфальте.

Гидравлические тормоза претензий не вызывают. Для 71-килограммового аппарата с «максималкой» в 80 км/ч их эффективности хватает «за глаза». Впрочем, если поставить на питбайк кит из легкосплавных шоссейных колес и обуть их в слики, то даже в таком случае производительности штатной тормозной системы новоявленного минимотарда будет более чем достаточно.
Оставив 125-ку остывать под звуки цокающего воздушника, я пересел на 140-кубовую модель. Этот питбайк отличается немного другой конструкцией рамы, иными формами пластиковых облицовок и креативной бело-зеленой раскраской. Между прочим, пластик на всех трех моделях оказался «правильным». Он мягкий и очень гибкий, благодаря чему не ломается при падениях.

CraZyCat на 20 мм. короче и на те же 20 миллиметров ниже своих собратьев, но эта разница остается лишь на бумаге. Забегая вперед, скажу, что во время езды я не заметил каких-либо различий в эргономике и управляемости.
Двигатель Kayo 140 представляет собой другой вариант «клонирования» мотора Honda Super Cub. Данный силовой агрегат выдает почти 10 л.с. при 8000 оборотов, а поэтому оснащен совсем нелишним маслорадиатором.
Несмотря на оставшуюся толику моих сомнений, двигатель также запустился с первого «кика», огласив окрестности басовитым рокотом. Пощелкав в статике лапкой КПП, я с удивлением обнаружил, что все передачи переключаются четко, а нейтраль ловится «на раз».
Благодаря короткой первой передаче, неаккуратное обращений с ручкой газа может привести к тому, что Kayo 140 CraZyCat встанет в «вилли», а то и вовсе сбросит пилота-разгильдяя. Что ж, учтем.
Ввиду более резвого двигателя и четкой КПП, данный питбайк отлично подходит для разного рода лихачеств. Наматывая круги по окрестностям, я мечтал попасть в крытый BMX-парк. Именно там, на трамплинах разных конфигураций, можно было бы «оторваться» по полной.
140-кубовый силовой агрегат работает… как бы это сказать… выразительней 125-ки. Он лучше «идет» за ручкой газа и обладает более внушительной тягой во всем диапазоне оборотов.
Вволю накатавшись на Kayo 140, я пересел на 150-кубовый VorteXCat, который, за исключением двигателя, является копией 125-кубового WildCat. При проектировании мотора, конструкторы не ограничились простой добавкой 10 «кубиков». Вдобавок к этому они подняли степень сжатия, благодаря чему двигатель стал выдавать 13.6 л.с. при 9500 об. мин, и 11.2 Нм при 7500 об/мин. А если еще вспомнить, что сухой вес питбайка остался на уровне 71 кг, то можно догадаться, что Kayo 150 со старта «сделает» ту же Yamaha YBR-125 и прочие дорожные мотоциклы сходной кубатуры. Кроме того, 150-кубовый мотор оснащен более эффективным маслорадиатором и внешним масляным фильтр-боксом.

Как и ожидалось, двигатель легко запустился. У данного питбайка «голос» выхлопа более резкий, чем у «младших» собратьев. Что ж, посмотрим каков он в деле.

Включаю первую передачу, отпускаю сцепление и газу, газу! Питбайк рванул вперед, выбросив из-под заднего колеса фонтан талого снега и жухлой травы. Мотор Kayo 150 еще более резок и быстрей раскручивается. Пожалуй, данный аппарат ближе всего подобрался к миникроссовым мотоциклам KTM и питбайкам Polini. Положительное впечатление от двигателя усиливается четко работающей КПП с хорошо «уловимой» нейтралью.
Ввиду большей степени сжатия, силовой агрегат немного потерял в эластичности по сравнению со 140-кубовой моделью, но зато на «верхах» он проявляет более злой нрав.
Управляемость всей тройки вполне заслуживает эпитета «велосипедная» - Kayo способны развернуться на пятачке диаметром чуть больше метра, а для смены траектории достаточно силы мысли. Когда я на радость фотографу пускал питбайк в силовой занос, то чувствовал небывалую уверенность. Благодаря низкому весу и небольшой высоте по седлу, питбайк простит многие ошибки пилотирования, а может, и научит чему-то. Видимо, не даром в буржуйских мотошколах обучение искусству стантрайдинга начинают именно с такой техники.

Полагаю, если бы питбайки было возможно приспособить для эксплуатации на дорогах общего пользования, то они стали бы бестселлером среди активной незакомплексованой молодежи. Имея низкую стоимость, небольшой вес, бодрый двигатель и великолепную управляемость, подобные аппараты являлись бы отличной альтернативой остальному городскому транспорту.

Впрочем, даже при существующей ситуации, подобные аппараты представляют собой отличное средство для активного отдыха.
Завершая тест-драйв, я наконец, смог однозначно ответить на традиционный вопрос: «а хотел бы ты увидеть такую технику у себя в гараже?». Поэтому, пока я пишу эти строки, бело-зеленый Kayo 140 CraZyCat готовится занять почетное место в боксе рядом с моим KTM 990 Adventure.
Kayo 125 WildCat

Техничеcкие данные
Двигатель
Тип - 4-тактный, одноцилиндровый, 2-клапанный, карбюраторный с воздушным охлаждением SOHC
Рабочий объем, см3 - 125
Диаметр/ход поршня, мм - 52.4 x 57
Степень сжатия - 9.6:1
Макс. мощность, л.с. - 8.3
при об/мин - 7500
Макс. крутящий момент, Нм - 9.0
при об/мин - 5500
Трансмиссия
КПП - 4-ступенчатая
Привод - цепь
Сцепление - Многодисковое в масляной ванне
Ходовая часть
Рама - Пространственная стальная трубчатая
Передняя подвеска - 39-миллиметровая перевернутая вилка, регулировка демпфирования сжатия и отбоя
Задняя подвеска моноамортизатор с регулировкой предварительного поджатия пружины
Тормоза
Передний - гидравлический, 1-поршневой суппорт
Задний - гидравлический, 1-поршневой суппорт
Шины
Передняя - 14" Guangli
Задняя - 12" Guangli
Параметры
Длина, мм - 1650
Высота по седлу, мм - 835
Ширина, мм - 750
Колесная база, мм - 1200
Топливный бак, л - 5.5
Сухой вес, кг - 71
Минимальный дорожный просвет (мм) - 325
Цена ($) - 720

Kayo 140 CraZyCat

Техничеcкие данные
Двигатель
Тип - 4-тактный, одноцилиндровый, 2-клапанный, карбюраторный с воздушно-масляным охлаждением SOHC
Рабочий объем, см3 - 140
Диаметр/ход поршня, мм - 56 x 57
Степень сжатия - 9.6:1
Макс. мощность, л.с. - 9.8
при об/мин - 8000
Макс. крутящий момент, Нм - 9.0
при об/мин - 7500
Трансмиссия
КПП - 4-ступенчатая
Привод - цепь
Сцепление - Многодисковое в масляной ванне
Ходовая часть
Рама - Пространственная стальная трубчатая
Передняя подвеска - 39-миллиметровая перевернутая вилка, регулировка демпфирования сжатия и отбоя
Задняя подвеска моноамортизатор с регулировкой предварительного поджатия пружины
Тормоза
Передний - гидравлический, 1-х поршневой суппорт
Задний - гидравлический, 1-поршневой суппорт
Шины
Передняя - 14" Maxxis
Задняя - 12" Maxxis
Параметры
Длина, мм - 1660
Высота по седлу, мм - 815
Ширина, мм - 730
Колесная база, мм - 1180
Топливный бак, л - 5.5
Сухой вес, кг - 71
Минимальный дорожный просвет (мм) - 305
Цена ($) - 800

Kayo 150 VorteXCat

Техничеcкие данные
Двигатель
Тип - 4-тактный, одноцилиндровый, 2-клапанный, карбюраторный с воздушно-масляным охлаждением SOHC
Рабочий объем, см3 - 150
Диаметр/ход поршня, мм - 60 x 53
Степень сжатия - 10.5:1
Макс. мощность, л.с. - 13.6
при об/мин - 9500
Макс. крутящий момент, Нм - 11.2
при об/мин - 7500
Трансмиссия
КПП - 4-ступенчатая
Привод - цепь
Сцепление - Многодисковое в масляной ванне
Ходовая часть
Рама - Пространственная стальная трубчатая
Передняя подвеска - 39-миллиметровая перевернутая вилка, регулировка демпфирования сжатия и отбоя
Задняя подвеска - моноамортизатор с регулировкой предварительного поджатия пружины
Тормоза
Передний - гидравлический, 2-х поршневой суппорт
Задний - гидравлический, 1-поршневой суппорт
Шины
Передняя - 14" Maxxis
Задняя - 12" Maxxis
Параметры
Длина, мм - 1650
Высота по седлу, мм - 835
Ширина, мм - 750
Колесная база, мм - 1200
Топливный бак, л - 5.5
Сухой вес, кг - 71
Минимальный дорожный просвет (мм) - 325
Цена ($) - 900