Расшифровку обозначений свеч Bosch рассмотрим на примере:
обозначение W R 7 D C R
позиция 1 2 3 4 5 6
Позиция 1: Обозначение резьбы.
W - резьба М14х1,25 с плоским уплотнительным седлом и размером под ключ 21 мм (обозначение SW21);
F - резьба М14х1,5 с плоским уплотнительным седлом и SW16;
М - резьба М18 с плоским седлом уплотнения и SW25;
Н - резьба М14х1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16;
D - резьба М18х1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21.
Позиция 2: R - обозначает, что свеча имеет сопротивление для подавления радиопомех.
Позиция 3: 7 - Калильное число.
Позиция 4: Обозначение длины резьбы.
А - длина резьбовой части 12,7 мм, нормальное положение искры;
В - длина резьбы 12,7 мм, выдвинутое положение искры;
С - длина резьбы 19 мм, нормальное положение искры;
D - длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры;
DT - длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры и три электрода массы;
L - длина резьбы 19 мм, далеко выдвинутое положение искры.
Позиция 5: Материал среднего электрода.
С - сплав никеля и меди;
S - серебряный средний электрод;
Р - платиновый средний электрод; О - стандартная свеча с усиленным средним электродом.
Позиция 6: Сопротивление обгорания. R = 1 кОм.
Маркировка российских свечей
Маркировка российских свечей следующая: А 17 ДВ-10. Первой в обозначении стоит буква “А”, что означает резьбу М14х1,25. Затем может стоять буква “К” - коническое посадочное место или М - малогабаритная свеча; если буквы нет, то плоское уплотнительное седло. Далее указывается (условно) калильное число свечи (по ГОСТ 2043-74 это 8, 11, 17, 20, 23, 26). Чем выше число, тем “холодней” свеча. Позиция после калильного числа предназначена для указания длины резьбовой части: “Д” - резьбовая часть имеет длину 19 мм, “Н” - 11 мм; если таких букв нет, то длина резьбы 12 мм. На следующей позиции ставят букву “В”, если тепловой конус изолятора выступает из корпуса внутрь камеры сгорания. Отсутствие этой буквы соответствует конусу, утопленному в корпус. Далее могут быть цифры, указывающие на особенности конструкции свечи. Например, А17ДВ и А17ДВ-10. Первая свеча для автомобилей ВАЗ-2101- 07, вторая для ВАЗ-2108-09 и имеет усиленные, более долговечные электроды, о чем говорит цифра 10. Свечи А17ДВ и А17ДВ-10 соответствуют свечам Bocsh WR7DC-WR8DC.
Выбор
Таким образом, выбор свечи основывается на следующих параметрах:
1. По калильному числу.
2. По конструкции и размерам резьбовой части.
3. По конструкции уплотняющей части.
4. По размеру под ключ.
Обслуживание после покупки
На только что купленном автомобиле:
1. Снять все свечи с двигателя.
2. Установить их соответствие инструкции по эксплуатации.
3. Проверить электроды и корпус изолятора, сделать соответствующие выводы о соответствии свечей двигателю.
4. Если свечи не соответствуют инструкции или имеют дефекты, заменить их.
5. Анализируя вид свечей сделайте заключение о состоянии двигателя.
6. Если электроды свечи “изношены” или затруднительно отрегулировать зазор - замените свечи.
7. Ресурс современных свечей составляет 20000- 30000 км.
8. Техобслуживание свечей зажигания:
• вычистить мягкой металлической щеткой или лучше отпескоструить мелким песком электроды и юбочку;
• отрегулировать зазор;
• промыть свечи (бензин, ацетон) и продуть воздухом.
9. Установка свеч:
• очистить резьбу на свечах;
• ввинтить свечи от руки до упора;
• аккуратно, без перекосов затянуть свечи ключом моментом 25 - 30 Нм.
Эксплуатация
Калильное число - условная величина, пропорциональная среднему давлению газов на поршень в течение полного цикла, при котором во время испытаний свечи на специальной моторной установке появляется калильное зажигание, т.е. зажигание не от искры, а от раскаленных элементов свечи, находящихся в камере сгорания.
У нормально работающей свечи юбочка изолятора нагревается до 600-800 оС и масло, попадающее на детали свечи, сгорает полностью, почти не оставляя нагара, - она, как говорят, самоочищается. Тепловой конус изолятора сухой, цвет от светло-серого до коричневого. Указанная температура свечи устанавливается в результате теплообмена между свечой, головкой цилиндра, камерой сгорания и внешней средой. Чем более форсирован двигатель по степени сжатия, литровой мощности, числу оборотов, тем больше теплоты воспринимают детали свечи, находящиеся в камере сгорания. Значит, тем лучше должна быть теплопередача от свечи к менее нагретым деталям и тем больше окажется ее калильное число, то есть необходимо большее давление в цилиндрах для появления калильного зажигания - свечу называют “холодной”.
И наоборот, в малофорсированном двигателе тепловой поток к деталям свечи сравнительно мал, следовательно, и интенсивность теплопередачи от свечи должна быть меньше, чтобы ее детали были нагреты до температуры 600-700 С. Такая свеча имеет сравнительно небольшое калильное число, и ее называют “ горячей “.
Если в форсированный двигатель установить “горячие” свечи (например, от грузовика), то на средних и больших нагрузках свеча быстро разогреется до температуры, значительно большей 1000 оС, и возникает калильное зажигание. Элементы свечи оплавляются, а при сравнительно длительной работе на этом режиме двигателю наносятся серьезные повреждения (клапаны, поршни, кольца). Если в малофорсированный двигатель установить “холодные” свечи, то температура их деталей в процессе работы не превышает 400 оС, попадающее на эти детали масло не выгорает полностью - и образуется слой сажистых токопроводящих отложений. Свеча блокируется и в конце концов прекращает работу.
Таким образом, тепловые характеристики свечи должны строго соответствовать условиям в камере сгорания двигателя (давлению, температуре, оборотам). Как указывалось выше, тепловой конус нормально работающей свечи должен быть сухим и иметь цвет от полусерого до коричневого.